Море, солнце, песок и жёлтые тюльпаны ...
Фотосайт о десяти годах, проведенных в пустыне среди жёлтых тюльпанов и двугорбых верблюдов... |
|||||||||
|
|||||||||
от Валерия Белеванцева, в обработке автора сайта
|
|
||||||||
Аральск, как таковой, вырос из аула Алты-Кудук (Шесть колодцев). Этот аул до сих пор сохранился как ж/д разъезд в южной части города. Появился аул на рубеже 1817 - 1818гг. Начиная с 1870х годов, аул упоминался как Аральский поселок, а как Аральск упоминается с 1900-1901гг, с момента начала строительства железной дороги Оренбург - Ташкент и вокзала в 1901-1905гг. Этот царский вокзал до сих пор является гордостью города. В тот период город носил название "Аральское Море" - по ж/д станции и статуса города еще не имел. Со второй половины 19 века Аральск административно входил в состав Казалинского уезда Сырдарьинской области Туркестанского генерал-губернаторства вплоть до 1917 года.
После революции и до 1938г. станция Аральское Море с прилегающим поселком стала районным центром Казахской АССР и получила статус поселка городского типа и название "Аральск". С момента образования Кзыл-Ординской Области в 1938г., Аральск получил статус города с вхождением в эту область и с таким же административным значением центра одноименного района. По поводу топонимического названия «Аральск», надо сказать следущее: в середине 19 века Аральском называется укрепление Раим (такой поселок сохранился до наших дней) в дельте Сырдарьи в месте расположения Раимских озер и бывшего полустрова Кос-Арал, описанного и зарисованного ссыльным украинским поэтом Т.Г. Шевченко. Административно этот Аральск (Раим) распологается в Бугуньском аульном акимате Аральского района, Кзыл-Ординской области. От города Аральска этот бывший Аральск располагается примерно в 83 км. Именно этот Аральск (Раим) и был штаб-квартирой Аральской военной флотилии в середине 19 века. Фактическое развитие Аральска началось со строительства Оренбургско - Ташкентской железной дороги. В период изысканий и строительства этой дороги в районе Аральска (1899 - 1905 гг.) наш город (основное поселение) располагался к северо-востоку от железной дороги, т.е. на месте, позже получившем народное название "Шанхай", а если быть точнее - в районе от нефтебазы до телевышки. В то время уже существовали корабельные мастерские, рыбные промыслы и формировались объекты по обслуживанию ж/д станции и подъездных путей. Сложилось так, что в районе телевышки стало оседать русскоязычное население, так как приморская часть в районе порта и судоремонтного завода была заселена казахским аулом. Впоследствии, уже к 1912 году, произошла взаимная ассимиляция казахского и русского поселений и передвижение руского населения к корабельным мастерским (мастерская по ремонту и сборке кораблей, из которой потом вырос Аральский судоремонтный завод, впоследствии ставший одним из крупнейших предприятий региона), рыбопромыслам (рыбокомбинат) из района телевышки. Процесс этот не был скоротечным, хоть основная масса русских и переселилась к 1912 г., но перемещение продолжалось вплоть до 1950-1955 гг. С постройкой железной дороги население поселка стало стремительно увеличиваться в основном за счет переселенцев из России; получил развитие морской порт Аральска. В 1910 году.была основана школа, позднее ставшая всесоюзно известной средней школой №14 имени Н.К.Крупской. Русских купцов давно привлекали здешние места. Купцы Марков, Макеев, Кисин, наладившие здесь свои промыслы, бойко торговали с Хивинским ханством: туда рыбу и соль, а оттуда по морю хлопок и ткани. Открылось пароходное сообщение по Аральскому морю: в декабре 1907г. крупный нижегородский купец Д. В. Сироткин и его земляк-старообрядец, пароходчик М. П. Лапшин послали экспедицию в Чарджоу для исследования судоходства Аральского моря и Амударьи. Путешествие оказалась удачным, и в 1908 г. Сироткин и Лапшин отправили из Нижнего Новгорода на Аральское море в разобранном виде пароход и лес для постройки деревянных баржей и баркасов. Так было положено начало формированию морского и речного судоходства на Аральском море и Аму-Дарье. Возникло (официально учреждённое в 1909 г.) акционерное общество пароходства и торговли «Хива» с основным капиталом в 300 тысяч рублей, председателем правления которого стал Дмитрий Васильевич Сироткин, директором - распорядителем Михаил Павлович Лапшин, заместителем председателя С. М. Бузин, директором Ф. П. Облаев. «Хива» расчистила проходы в устье Амударьи, удалила камышовые заросли и открыла судоходство от станции Аральское море Ташкентской железной дороги через Аральское море до устья Амударьи и по Амударье до Чарджоу. Тем самым Хивинское ханство впервые получило регулярное транспортное сообщение с остальной Империей. Была также установлена связь между Среднеазиатской и Ташкентской железными дорогами. Флот начал быстро расти и к 1912 г. состоял уже из 37 судов. Непосредственно руководил судостроительными работами Флегонт Павлович Лапшин, младший брат М. П. Лапшина Он же делал расчеты при постройке не только хорошо знакомых ему речных, но новых для него морских судов. (http://www.innov.ru/np/97_1/str22_23.htm http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/101-1-0-198
Примечательно, что в Аральске была деревянная православная церковь на стороне "Шанхая", возле ж/д переезда на линии Москва - Ташкент, а также существовало русское кладбище (близ места, где позднее была построена телевышка). |
Армия белых была встречена красными в северной части города Аральска между разъездом Жалгызагаш (по казахски Желды-Гизим, около этого разъезда последствии располагался аэропорт и военная часть "Сокол") и 68-м разъездом (ныне разъезд Ширганак). В то время к этому разъезду вплотную подходило море - залив Сарышиганак, (дамба, защищающая ж/д насыпь от воды и по сей день цела). Белые базировались перед наступлением на Аральск на этом самом 68-м разъезде. Разведка красных доложила, что для возможности дальнейшего наступления, белые ждут подвоза воды по железной дороге из захваченного ими ранее Саксаульска, так как возле Аральска пресной воды нет. В день прибытия на разъезд 68 цистерны с водой были расстреляны с кораблей "Хан Хивинский" и "Туркестанец", незаметно подошедших по заливу Сарышиганак непосредственно к расположению белых. Таким образом, перед наступлением белые остались без воды, что во многом определило исход битвы в пользу Красной армии. В советский период два самых крупных корабля Аральского моря "Хан Хивинский" и "Туркестанец" были переименованы в "Коммуну" и "Киров" соответственно. Впоследствии оба парохода полностью разрезали на металлолом. |
|
||||
|
|||||
|
|||||
Остов "Кирова" все еще ржавеет в десятке
километров от места своей боевой славы... |
|||||
От "Кирова" в настоящее время остался только остов.
|