интернет статистика
ГЛАВНАЯ
Море, солнце, песок и жёлтые тюльпаны ...
Фотосайт о десяти годах, проведенных в пустыне среди жёлтых тюльпанов и двугорбых верблюдов...
МСТОРИЧЕСКИЙ  ВОПРОСИК
История города Аральска
от Валерия Белеванцева, в обработке автора сайта
    Аральск, как таковой, вырос из аула Алты-Кудук (Шесть колодцев). Этот аул до сих пор сохранился как ж/д разъезд в южной части города. Появился аул на рубеже 1817 - 1818гг. Начиная с 1870х годов, аул упоминался как Аральский поселок, а как Аральск упоминается с 1900-1901гг, с момента начала строительства железной дороги Оренбург - Ташкент и вокзала в 1901-1905гг. Этот царский вокзал до сих пор является гордостью города. В тот период город носил название "Аральское Море" - по ж/д станции и статуса города еще не имел. Со второй половины 19 века Аральск административно входил в состав Казалинского уезда Сырдарьинской области Туркестанского генерал-губернаторства вплоть до 1917 года.
    После революции и до 1938г. станция Аральское Море с прилегающим поселком стала районным центром Казахской АССР и получила статус поселка городского типа и название "Аральск". С момента образования Кзыл-Ординской Области в 1938г., Аральск получил статус города с вхождением в эту область и с таким же административным значением центра одноименного района.
    По поводу топонимического названия «Аральск», надо сказать следущее: в середине 19 века Аральском называется укрепление Раим (такой поселок сохранился до наших дней) в дельте Сырдарьи в месте расположения Раимских озер и бывшего полустрова Кос-Арал, описанного и зарисованного ссыльным украинским поэтом Т.Г. Шевченко. Административно этот Аральск (Раим) распологается в Бугуньском аульном акимате Аральского района, Кзыл-Ординской области. От города Аральска этот бывший Аральск располагается примерно в 83 км. Именно этот Аральск (Раим) и был штаб-квартирой Аральской военной флотилии в середине 19 века.
    Фактическое развитие Аральска началось со строительства Оренбургско - Ташкентской железной дороги. В период изысканий и строительства этой дороги в районе Аральска (1899 - 1905 гг.) наш город (основное поселение) располагался к северо-востоку от железной дороги, т.е. на месте, позже получившем народное название "Шанхай", а если быть точнее - в районе от нефтебазы до телевышки. В то время уже существовали корабельные мастерские, рыбные промыслы и формировались объекты по обслуживанию ж/д станции и подъездных путей. Сложилось так, что в районе телевышки стало оседать русскоязычное население, так как приморская часть в районе порта и судоремонтного завода была заселена казахским аулом. Впоследствии, уже к 1912 году, произошла взаимная ассимиляция казахского и русского поселений и передвижение руского населения к корабельным мастерским (мастерская по ремонту и сборке кораблей, из которой потом вырос Аральский судоремонтный завод, впоследствии ставший одним из крупнейших предприятий региона), рыбопромыслам (рыбокомбинат) из района телевышки. Процесс этот не был скоротечным, хоть основная масса русских и переселилась к 1912 г., но перемещение продолжалось вплоть до 1950-1955 гг.
   С постройкой железной дороги население поселка стало стремительно увеличиваться в основном за счет переселенцев из России; получил развитие морской порт Аральска.
   В 1910 году.была основана школа, позднее ставшая всесоюзно известной средней школой №14 имени Н.К.Крупской.
    Русских купцов давно привлекали здешние места. Купцы Марков, Макеев, Кисин, наладившие здесь свои промыслы, бойко торговали с Хивинским ханством: туда рыбу и соль, а оттуда по морю хлопок и ткани.
Открылось пароходное сообщение по Аральскому морю: в декабре 1907г. крупный нижегородский купец Д. В. Сироткин и его земляк-старообрядец, пароходчик М. П. Лапшин послали экспедицию в Чарджоу для исследования судоходства Аральского моря и Амударьи. Путешествие оказалась удачным, и в 1908 г. Сироткин и Лапшин отправили из Нижнего Новгорода на Аральское море в разобранном виде пароход и лес для постройки деревянных баржей и баркасов. Так было положено начало формированию морского и речного судоходства на Аральском море и Аму-Дарье. Возникло (официально учреждённое в 1909 г.) акционерное общество пароходства и торговли «Хива» с основным капиталом в 300 тысяч рублей, председателем правления которого стал Дмитрий Васильевич Сироткин, директором - распорядителем Михаил Павлович Лапшин, заместителем председателя С. М. Бузин, директором Ф. П. Облаев. «Хива» расчистила проходы в устье Амударьи, удалила камышовые заросли и открыла судоходство от станции Аральское море Ташкентской железной дороги через Аральское море до устья Амударьи и по Амударье до Чарджоу. Тем самым Хивинское ханство впервые получило регулярное транспортное сообщение с остальной Империей. Была также установлена связь между Среднеазиатской и Ташкентской железными дорогами. Флот начал быстро расти и к 1912 г. состоял уже из 37 судов. Непосредственно руководил судостроительными работами Флегонт Павлович Лапшин, младший брат М. П. Лапшина Он же делал расчеты при постройке не только хорошо знакомых ему речных, но новых для него морских судов.

(
http://www.innov.ru/np/97_1/str22_23.htm
http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/101-1-0-198

    Примечательно, что в Аральске была деревянная православная церковь на стороне "Шанхая", возле ж/д переезда на линии Москва - Ташкент, а также существовало русское кладбище (близ места, где позднее была построена телевышка).
    Не обошла стороной наш город и гражданская война.
Летом 1919 года под Аральском была остановлена и рассеяна Колчаковская южная армия под командованием генерала Белова. Дивизии этой армии продвигались от Уфы и Оренбурга на Актюбинск и далее на юго-восток с целью разгрома молодой Советкой Туркестанской республики. Армия Белова двигалась вдоль ж/д линии от Актюбинска в южном направлении на Ташкент. Несмотря на упорное сопротивление красных, белыми были взяты Актюбинск, Эмба, Челкар и Саксаульский.

(
http://www.novonikolaevsk.com/glava4.htm
  
    Армия белых была встречена красными в северной части города Аральска между разъездом Жалгызагаш (по казахски Желды-Гизим, около этого разъезда последствии располагался аэропорт и военная часть "Сокол") и 68-м разъездом (ныне разъезд Ширганак). В то время к этому разъезду вплотную подходило море - залив Сарышиганак, (дамба, защищающая ж/д насыпь от воды и по сей день цела). Белые базировались перед наступлением на Аральск на этом самом 68-м разъезде. Разведка красных доложила, что для возможности дальнейшего наступления, белые ждут подвоза воды по железной дороге из захваченного ими ранее Саксаульска, так как возле Аральска пресной воды нет. В день прибытия на разъезд 68 цистерны с водой были расстреляны с кораблей "Хан Хивинский" и "Туркестанец", незаметно подошедших по заливу Сарышиганак непосредственно к расположению белых. Таким образом, перед наступлением белые остались без воды, что во многом определило исход битвы в пользу Красной армии.
    В советский период два самых крупных корабля Аральского моря "Хан Хивинский" и "Туркестанец" были переименованы в "Коммуну" и "Киров" соответственно. Впоследствии оба парохода полностью разрезали на металлолом.
Остов "Кирова" все еще ржавеет в десятке
километров от места своей боевой славы...
От "Кирова" в настоящее время остался только остов.
 
    В 1921 году, в связи с голодом в Поволжье и центральных регионах России, В.И.Ленин написал письмо рыбакам Аральского моря с просьбой об оказании помощи. В ответ рыбаки отгрузили 14 вагонов рыбы. В память об этом историческом событии в 1970 году была установлено мемориальное мозаичное панно в здании вокзала. (Кто знает автора мозаики и историю создания этого панно, пожалуйста, напишите aralsk-6@mail.ru)
ПИСЬМО ЛЕНИНА РЫБАКАМ
    Позже В.И.Ленин, в благодарность за отправку вагонов с рыбой, распорядился отгрузить в Аральск токарный станок для судоремонтного завода.
(http://www.e-kyzylorda.kz/rus/gov/regions/ara/Page s/default.aspx)
    Еще позже этот токарный станок тоже стал памятником на территории судостроительного завода и служил объектом макетирования - в многочисленных школах Аральского района в советские времена было изготовлено бесчисленное множество макетов станка для пионерских комнат.
    Конечно же, и в нашей школе
№ 197, в пионерской комнате дружины имени Юрия Гагарина, тоже был макетик того станка…
  
    В довоенное время в Аральском районе существовало 17 рыбных колхозов, 5 рыбных заводов, больше 20-ти колхозов, занимающихся животноводством. К 1938 году, когда Аральск получил статус города, в нем уже появились первые двухэтажные дома, сохранившиеся до сих пор. В те же годы к уже осевшим тут русским переселенцам прибавились и репрессированные корейцы, чеченцы, калмыки, турки, немцы.
    В годы Великой Отечественной войны аралчане, как и весь советский народ, встали на защиту Родины. Из 11 тысяч человек, отправившихся на фронт, 6038 человек не вернулись с фронта. В 2005 году в память о погибших на полях сражений центральная площадь Аральска стала называться площадью Памяти; там увековечены имена всех павших воинов, а также имена двух Героев Советского Союза, 16 героев Социалистического Труда. (http://aral-kaz.narod.ru/enbek.htm)
    Во время Великой Отечественной войны в городе появилось рыбоконсервное производство; было это так: в 1941г. из Балаклавы (Крым, близ Севастополя), в Аральск был эвакуирован один из крупнейших на Черном море рыбоконсервный комбинат. Вместе с оборудованием была эвакуирована часть инженерных кадров для дальнейшего монтажа оборудования и запуска производства на новом месте. Именно в годы войны в Аральске и было освоено производство рыбных консервов. После войны оборудование Балаклавского рыбокомбината осталось в Аральске и исправно работало до начала 80-х годов. Аральский рыбокомбинат работал и на привозном сырье, но основными поставщиками рыбы были рыбные промыслы Арала. Позднее Аральский рыбокомбинат превратился в производственное объединение, включившее в себя 5 рыбозаводов побережья: Аван, Каскакулан, Бугунь, Акбасты, Уялы, а также рыбные промыслы Атерау (речной долины Сырдарьи) и озерных систем Раим и Камыслыбас, значительно увеличив, таким образом, свои мощности.

    Максимальный уровень развития Аральска прослеживается с начала 70-х годов по 80-й год 20 века. В 1980-е годы в районе работало 54 школы, 1 районный дом культуры, 1 центральный кинотеатр, 28 сельских клубов, 16 автоклубов, 44 библиотеки, 5 животноводческих совхозов, 2 рыбных колхоза, Аральское рыбопромышленное производственное объединение, Аральский судоремонтный завод, Аральский солеперерабатывающий комбинат, швейная фабрика «Ажар», электронно-механический завод, пять - шесть строительных организаций.
   
    "Военные Аральски" строило военно-строительное управление (в/ч 54104, базировалось на "Урале"), образованное в 1960 году. К 25-ти летию управления был выпущен юбилейный значок.




Коллектив в/ч 54104, 1985 год
Фото от Гульнар Аймагамбетовой
 
    Во всех крупных населенных пунктах Аральского района работали больницы и фельдшерские пункты. Существовали 14 сельских Советов, районный комитет партии и районный исполнительный комитет и пр. В те годы былы построены следущие объекты: гостиница, центральный универмаг, почта, средняя школа №83 и т.д.
Некоторые ссылки :
Аральский районный историко-краеведческий музей
 
Основан 25 июня 1988 года. На сегодняшний день музейный фонд составляет около 8000 экспонатов. Музей состоит из шести залов.

Основоположником и первым директором был заслуженный работник культуры Жасекенов Кудайберген.
 
  • Зал археологии и этнографии. В экспозиции этого зала можно увидеть окаменевшие ракушки, молюски, кораллы, поднятые со дна Аральского моря, а также окаменевшее деревья и кости древних животных, старинную одежду и женские ювелирные укращения из серебра, фрагменты быта и утвари казахов.
  • Зал истории и краеведения знакомит нас с рыбной, солевой промышленностью и животноводством в районе. Представлено письмо Ленина рыбакам Арала, написанное в 1921 году. Есть материалы о 16 героях Социалистического Труда Аральского района.
  • В зале литературы и искусства помещены стенды, посвященные народным певцам - акыном и жырау во главе с Нуртуган Кенжегулулы и его последователями, таких как Зейнолла Шукуров, Абдижамил Нурпейсов, Сайлаубай Жубатыров, стенды о писателе-фантасте Абдулхаме Мархабаеве, поэтах Шомишбае Сариеве, Жарасхане Абдрашеве, народном артисте РК Кудайбергене Султанбаеве и другие материалы.
  • Четвертый зал посвещен Независимости Республики Казахстан.
  • Зал истории города Аральска. Здесь расположены стенды, посвященые столетию города Аральска.
  • Выставочный зал, где ежегодно проводятся выставки местных художников и мастеров прикладных искусств района, например, работы члена Союза художников РК художника-ювелира К.Кульмамбетова и Берика Букешова.
Директор музея - Жасекенов Мади Кудайбергенович,
- родился 7 декабря 1959 года г. Аральск Кзылординской области в семье служащих.  - в 1967-1977 годах учился в средной школе №14 г. Аральска.
- в 1977 году поступил во Фрунзенское авиационное училище гражданской авиации, которое окончил 1979 году.
- с 1977 года по июль 1981 года работал в Кзылодинском авиаотряде авитехником.
- с августа 1981 году по август 1982 года работал в качестве солиста- инструменталиста Кзылординской государственной филармонии.
- в 1982 году с 1 сентября поступил на работу в качестве учителя музыки в сш. №14 г. Аральска.
- в 1987 году поступил учится в Чимкентской институт культуры, который окончил в 1992 году по специальности "культурно-просветительная работа".
- в 1992 году был назначен завучем по внекласной и воспитательной работе в сш №14 г. Аральска.
- в  сентябре 1999 года назначен заведующим районным отделом культуры Аральского района, а в августе 2002 года переведен на должность директора Дома культуры Аральского района.
- с 30 марта 2004 года на конкурсной основе был назначен директорм Аральского историко-краеведческого музея, где работает по сей день.
  Женат, имеет троих детей.
О современном Аральске можно
узнать из единственного
(на сегодняшний день)
вразумительного сайта.
(Рахмет его автору,
Аяну Тулешову)
ГЛАВНАЯ
НАВЕРХ !
МСТОРИЧЕСКИЙ  ВОПРОСИК